Место захоронения Науана Хазрета (г. Кокшетау)

Имя Наурызбая Таласова, известного в народе и литературе как Науан Хазрет, в советское время замалчивалось, а если упоминалось, то только в отрицательном плане как реакционный мулла, исповедовавший мракобесие. А между тем, эта личность историческая, известная во всей казахской степи как богослов, проповедовавший мусульманскую нравственность, как несгибаемый борец за отобранные царизмом права казахов.

Родился Наурызбай Таласов в 1843 году в ауле Жилкелды Мезгильской волости Кокшетауского округа. Отец его из рода Караул поколения Шунгырша. Далее его родословная идет в такой последовательности - Шугул-Акан-Кутболат-Талас-Наурызбай.

Умер Науан Хазрет в г. Кокшетау в 1916 г. в возрасте 73 лет и похоронен на мусульманском кладбище, на берегу озера Копа. Но до недавнего времени не были известны ни точная дата смерти, ни место его захоронения, поэтому в 2001 году обелиск с надписью: «Науан Хазрет» был установлен у входа на кладбище на средства Толегена Хамзина, внука одного из учеников Н. Таласова.

Спустя некоторое время случайно был обнаружен надгробный камень, который был расколот на две части и врос в землю. На камне хорошо прочитывалась надпись, высеченная арабским шрифтом: «Бұл Көкшетау шаһараның бас имамы Науан-Мұхаммед Таласұлына қойылды, 73 жасында фаниден бахиға көшті, 1916 жыл». («Здесь покоится имам города Кокшетау, ушел из жизни в 73 года, 1916 год».

Камень был восстановлен в прежнем виде заботами Каратай-кажи Раева, бывшего партийно-советского и хозяйственного работника, ныне, ныне-пенсионера и благодаря спонсорской помощи Алиби Галым, директора национального парка «Бурабай», который приходится Науан Хазрету дальним родственником.

Учился Наурызбай в аульной школе, а затем в медресе в г. Петропавловске, по окончании которого его, как одаренного ученика, рекомендовали в высшую духовную семинарию Кокалташ в Бухаре.

Некоторое время поработав в родном ауле, накопив средства, он в начале 1870 х годов поступает-таки в духовную семинарию. И в новом учебном заведении Наурызбай был замечен не только своим прилежанием, но и глубокими познаниями по всем изучаемым предметам. По окончании курсов Н. Таласов, как наиболее способный семинарист, был направлен на стажировку в центр всего мусульманского мира, в город Багдад. По возвращении из стажировки он был оставлен преподавателем в той же духовной семинарии, где раньше учился.

В 1886 году казахская общественность Кокшетауского уезда направила делегацию из трех человек в Бухару с целью возвращения на родину Наурызбая Таласова. На просьбу кокшетауских эмиссаров бухарцы отнеслись с пониманием и разрешили Таласову вернуться в Кокшетау. Вернулся Наурызбай разносторонне образованным человеком. Он, наряду с древнетюркским, узбекским языками в совершенстве владел фарси и арабским, хорошо изучил литературу Востока, свободно говорил на татарском языке и по-русски. Выдающийся ученый-богослов Наурызбай Таласов удостоился ученого звания и стал известен в народе как Науан Хазрет.

Осенью 1886 г. по выбору общественности Науан Хазрет был избран и утвержден областным правителем имамом Кокшетауской соборной мечети. Науан Хазрет многое сделал в духовном просвещении населения, упорядочил и упростил религиозные обряды, установил тесные связи с руководством мечетей соседних уездов.

О возросшем его авторитете говорит и тот факт, что по его инициативе и на пожертвование мусульман в центре Кокшетау была сооружена новая мечеть. В мечети производилась регистрация бракосочетания, а с 1886 г. в ее ведение была передана метрическая книга регистрации новорожденных. В документе указывается, что «это было сделано при уездном начальнике Костырко, и такой порядок сохранился при начальниках Туполеве, Коновалове, Селицком и Кельцеве»

Первым делом Науан Хазрет организовал при мечети курсы по переподготовке сельских мулл. Будучи весьма образованным, он выступил за широкое просвещение своего народа, особенно заботился о школьном образовании детей. При соборной мечети на пожертвовании мусульман Науан Хазрет открыл медресе с интернатом. Помощником по школе он взял бывшего своего ученика Шаймердена Кощегулова, уроженца Котыркольской волости.

В то время в Казахстане существовали два вида школ-мектебы и медресе. В мектебах учащиеся получали начальное образование, которое в основном сводилось изучению богословных книг, арифметике, чтение, арабское правописание и каллиграфия- правильное написание букв арабской графики. Обычно школы-медресе открывались в городах при мечети и туда принимались дети, окончившие аульные школы.

В школе-медресе, Науана Хазрета наряду с мусульманским давалось и светское образование, школьники учились читать и писать, изучали восточную литературу, арбаскую и русскую графику. Что интересно, дети наизусть читали стихи Абая, педи песни Биржан сала, Акана серэ. В медресе большое внимание уделялось изучению арабского и персидского языков и классиков литературы Востока. При обысках, произведенном уездным начальником в школе-интернате, у учащихся были изъяты книги Фирдоуси, Навои, Саади, Низами и других авторов.

Родители за обучение не платили, так как в медресе имело подсобное хозяйство, учащиеся сами ухаживали за скотом, купленным на пожертвования верующих, они же летом заготавливали на зиму сено. Таким образом, более ста лет тому назад медресе Науана Хазрета работало на принципах самоокупаемости и на деле и на  деле осуществляло соединение обучения школьников с производительным трудом. Учителями в медресе, наряду с самим Науаном Хазретом и Шаймердена Кощегуловым, работали выходец из Ташкента узбек Ингам Кари, а также политический ссыльный Петр Гарлишев, оба вледели казахским языком.

На занятиях в медресе и проповедях Науан Хазрет говорил о необходимости приобретения современных знаниях, высказывался и на деле осуществлял модернизацию традиционного образования, проповедовал ислам на понятные массы родном языке.

Источник: доктор исторических наук, профессор Абуев К.К.

Ошибка загрузки данных

Проверьте подключению к интернету

Попробовать еще раз